01.07.2022
01.07.2022
Уважаемые родители!
Министерством просвещения Российской
Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные
стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования
(далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет
принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и
возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №
286 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования"
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №
287 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования
В обновлённых ФГОС сформулированы
максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы
соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно
школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Обновлённые ФГОС также обеспечивают
личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое,
духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое
воспитание.
Обновленный ФГОС: ключевые изменения и новые возможности
1. Вариативность
Обновленный ФГОС закрепляет
требования вариативности содержания основной образовательной программы начального
общего образования.
2. Планируемые результаты
В обновленном ФГОС подробнее
описаны результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования – личностные, метапредметные, предметные.
3. Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года
определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной
дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
Конкретизированы предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы
православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики».
4. Метапредметные и личностные
результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде,
требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к
личностным и метапредметным образовательным результатам, сформированным по
группам.
Личностные результаты группируются
по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание,
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
Метапредметные результаты
группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными
познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские,
работа с информацией;
• овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными
регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
5. Содержательный
раздел основной образовательной программы начального общего образования
Изменились требования и к структуре
содержательного раздела основной образовательной программы.
Согласно новым стандартам,
содержательный раздел ООП должен содержать:
• рабочие программы учебных
предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
6. Рабочие программы
Рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно
формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование
рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по
каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно
указывать формы проведения занятий.
7. Рабочая программа воспитания
Внесены изменения в структуру
рабочей программы воспитания. Обновленный ФГОС конкретизирует содержание календарного
плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел основной
образовательной программы начального общего образования. Календарный план
должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности,
которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
8. Предметная область ОРКСЭ
В предметную область «ОРКСЭ» входят
учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской
культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут
выбрать любой модуль.
9. Объем урочной и внеурочной
деятельности
Общий объем аудиторной работы
обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических
часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или
6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
ФГОС НОО (2009 года):
2904 ак.ч. – минимум, 3345 ак. ч. – максимум |
ФГОС НОО (обновленный
ФГОС-2021): 2954 ак.ч. – минимум, 3190 ак.ч. – максимум |
ФГОС ООО (2009 года): 5267
ак.ч. – минимум, 6020 ак. ч. – максимум |
ФГОС ООО (обновленный
ФГОС-2021): 5058 ак.ч. – минимум, 5549 ак.ч. – максимум |
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
10. Особенности обучения детей с ОВЗ
Обновленный ФГОС не применяется для обучения
детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
11. Использование электронных
средств обучения, дистанционных технологий
Обновленный ФГОС фиксирует право
школы применять различные образовательные технологии, в том числе электронное
обучение и дистанционные образовательные технологии.
12. Информационно-образовательная
среда
Доступ к
информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя
(законного представителя) в течение всего периода обучения.